dek_geo@sfedu.ru +7 (863) 222-57-01
dek_geo@sfedu.ru +7 (863) 222-57-01

Через леса, реки и горы: как проходит практика студентов Института наук о Земле ЮФУ

В разных структурных подразделениях ЮФУ летняя практика студентов имеет свои особенности — студенты трудятся по специальности в различных учреждениях и организациях, кто-то отправляется в настоящий поход, как например обучающиеся кафедры океанологии (базовой кафедры Южного научного центра ЮНЦ РАН) Института наук о Земле.

Для студентов Южного федерального университета лето — это время ярких эмоций и бесценного опыта, которые они получают, отправляясь на учебные, производственные и исследовательские практики.

Уже с первого курса будущие специалисты в области океанологии, гидрологии и метеорологии отправляются в исследовательскую командировку на базу практики и отдыха «Белая речка», где знакомятся с методами наблюдения за состоянием атмосферы, водных объектов, геологической среды, деятельностью подземных вод ландшафтов территории. Студенты изучают особенности климата, режима реки Белой и ее притоков, родников, снежников, ландшафтного и геоботанического разнообразия Западного Кавказа, выполняют картографирование территории.

«Летняя практика особенно важна для студентов кафедры океанологии. Здесь обретаются навыки и умения выполнения целого комплекса измерительных и исследовательских работ, формируется кругозор будущих профессионалов в области метеорологии, гидрологии и океанологии, закладываются основы комплексного географического мышления. В дальнейшем практические навыки, обретенные после первого курса, студенты применяют на практике в СОЛ Лиманчик, где выполняют ряд работ на море и побережье и на производственных практиках в учреждениях Росгидромета, ЮНЦ РАН, ЮгНИРО и других профильных организациях», — отмечает профессор кафедры океанологии ЮФУ, доктор географических наук Людмила Беспалова.

В этом году практикой первокурсников руководят доценты кафедры океанологии ЮФУ Елена Беспалова и Кирилл Сушко.

Практика студентов — настоящее научно-исследовательское путешествие. Обучающиеся посещают множество разнообразных природных объектов, выполняя радиальные выезды и пешие маршруты, а также многодневные стационарные наблюдения.

В программу практики входит посещение Кавказского государственного природного биосферного заповедника (кордона Гузерипль и Лаго-Наки), посещение Михайло-Афонского монастыря, памятников природы Хаджохская теснина и Гранитного ущелья на реке Белая, водопадов на реке Руфабго, гидрометрические работы на многочисленных притоках реки Белой – Сюк, Бзыха, Сибирка, Коваленко, Молчепа, восхождение на вершину Даховской куэсты – Чёртов Палец и многие другие маршруты.

Профессор Беспалова также добавила, что помимо профильных метеорологических и гидрологических работ, связанных с наблюдениями и измерениями, студенты изучают состав донных и береговых отложений рек, выполняют геоботаническое и ландшафтное картографирование лугов и лесов Адыгеи, собирают коллекции минералов и горных пород, описывают почвенный покров района исследования, комплексно охватывая все компоненты природы.

«Студенты занимаются и новыми, актуальными научными направлениями. К примеру, с 2021 года наши обучающиеся изучают содержание и структуру загрязнения водных объектов бассейна реки Белой микропластиком, являющимся результатом бурного развития туризма и производства в регионе.

В этом году особое внимание было уделено элементам агроклиматических наблюдений — изучению запасов продуктивной влаги в почвах различных ландшафтов в пределах сменяющих друг друга высотных ландшафтных комплексов – степных, широколиственных, хвойных, субальпийских. Этот показатель служит одним из индикаторов динамики климата и сбор данных представляет собой актуальную научную задачу», — подчеркнула Людмила Беспалова.

Студентка направления «Гидрометеорология» Дарья Балоян поделилась впечатлениями о первой практике:

«Нашими основными задачами были метеорологические и гидрологические наблюдения, которые включали в себя снятие и анализ показаний с установленной нами метеостанции, измерение гидрологических характеристик реки Белой и её притоков, сбор проб воды и речных отложений, изучение геологических и ботанических особенностей территории и ещё много других не менее интересных занятий. Помимо этого, у нас часто были выездные маршруты к наиболее примечательным природным и историческим объектам, например на плато Лаго-Наки и в Свято-Михаловский Афонский монастырь. Конечно, за время практики мы приобрели некоторые профессиональные навыки, опыт работы с оборудованием, нашли применение теоретическим знаниям. Однако, я думаю, что всё-таки самыми главными уроками оказались жизненные. Могу сказать, что как вся наша команда, так и каждый её член в отдельности «выросли» в определённом плане».

По словам студентки, команде практикантов предстоит ещё много работы с тем материалом, который они получили на практике. В следующем семестре студенты смогут изучить пробы воды и донных и береговых отложений рек и выявить наличие в них микропластика.

Дарья добавила, такие практики помогают студентам окунуться в их будущую профессию, приобрести важные социальные навыки, а еще весело и с пользой провести лето.

По итогу практики каждая бригада студентов предоставляет на кафедру отчет, описывающий природу горной Адыгеи, результаты своих наблюдений за погодой на реках, родниках, снежниках и прочих водных объектах, а также результаты маршрутных выездов. А после дополнительных исследований, проведённых в межкафедральной лаборатории Института наук о Земле и аналитической лаборатории Южного научного центра РАН, несколько своих работ студенты представляют на конференциях в рамках Недели науки ЮФУ и на Ежегодной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр ЮНЦ РАН.

Автор: Загутина А.М.

English idioms by theidioms.com